ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Описание основной образовательной программы начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 56» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 №373), на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения от 8 апреля 2015, протокол от №1/15), анализа деятельности, с учетом особенностей МБОУ ЦО № 56, возможностей учебно-методических комплексов «Начальная школа XXI века» и «Школа России», запросов обучающихся и их родителей (законных представителей). Данная программа рассмотрена и принята педагогическим советом (протокол №1-16 от 30.08.2016) и рассчитана на четыре года.

ООП НОО направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. ООП НОО - программа действий всех субъектов образовательного процесса по достижению качественных результатов современного образования.

Основная образовательная программа учитывает возрастные особенности младших школьников и опирается на планируемые в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования результаты.

Основными характеристиками личности, достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста являются:

- смена ведущей деятельности ребенка — переход от игры к систематическому, социально- организованному обучению (при сохранении значимости игровой, на базе которой развиваются учебные навыки и компетентности);

- формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовывать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать свою учебную деятельность, осуществлять ее контроль и оценку);

- выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности;

- эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

- приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;

- усиление роли самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности (формируется на основе оценки его «значимыми другими», которыми являются, прежде всего, взрослые, особенно учитель).

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Начальное (общее) образование ставит перед собой следующие стратегические цели:

• сохранение и укрепление физического и психического здоровья, безопасности обучающихся, обеспечение их эмоционального благополучия;

• развитие творческих способностей обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей;

сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка;

• формирование у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; опыта осуществления различных видов деятельности;

• создание педагогических условий, обеспечивающих не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;

• помощь обучающимся в овладении основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической);

• приобретение каждым ребенком опыта и средств ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности;

• становление учебного сообщества класса через разные формы учебного сотрудничества.

Назначение программы

Основываясь на достигнутых результатах и традициях образовательного учреждения, учитывая тенденции развития образования в России и мировой практике, социально-политическую и культурную ситуацию в стране, были сформулированы следующие цели, задачи и приоритетные направления образовательной программы.

Цель: создать наиболее благоприятные условия для становления и развития субъектно-субъектных отношений ученика и учителя, развития личности обучающегося, удовлетворения его образовательных и творческих потребностей; помочь ребенку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой.

Задачи:

• обеспечение гарантий прав детей на образование;

• создание и развитие механизмов, обеспечивающих демократическое управление образовательным учреждением;

• стимулирование творческого самовыражения учителя, раскрытия его профессионального и творческого потенциала, обеспечивающего развитие каждого обучающегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;

• совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности;

• обновление содержания образования в свете использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности;

• создание единого образовательного пространства, интеграция общего и дополнительного образований;

• создание условий для развития и формирования у детей и подростков качеств толерантности, патриотизма.

Прогнозируемый результат:

• повышение уровня образованности обучающихся, успешное освоение ими системного содержания образования;

• проявление признаков самоопределения, саморегуляции, самопознания, самореализации личности обучающегося ;

• обретение качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности, развитого чувства собственного достоинства, конструктивности поведения;

• творческая активность педагогического коллектива, развитие исследовательского подхода к педагогической деятельности, к инновационной деятельности, способность осуществлять ее на практике;

• удовлетворенность трудом всех участников педагогического процесса.

Основная образовательная программа начального общего образования содержит следующие разделы:

Целевой раздел

• Пояснительная записка

• Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

• Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Содержательный раздел

• Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

• Программы отдельных предметов, курсов (приложение с программами по отдельным предметам)

• Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

• Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Организационный раздел

• Учебный план начального общего образования

• Система условий реализации ООП НОО.

В образовательном процессе используются учебники и методические комплекты для реализации задач ООП НОО, рекомендованные Министерством Образования Российской Федерации по программе «Школа России» и «Начальная школа XXI века».

Результатом реализации Программы является «модель» выпускника.

Модель выпускника - совокупность качеств и умений, сформированных в результате реализации образовательной программы. Образ выпускника является главным целевым ориентиром в учебно-воспитательной работе с обучающимися. Качества, которые должны быть сформированы у выпускников в соответствии с задачами по ступеням образования, определены в программе развития образовательного учреждения:

• высокий уровень образованности;

• культура мышления;

• готовность к самостоятельной образовательной деятельности;

• уровень развития познавательных интересов у обучающихся;

• готовность к творческой исследовательской продуктивной деятельности;

• умение оценить явления и процессы окружающей жизни, самооценки собственных убеждений и поступков;

• система нравственно-этических качеств;

• готовность к самоопределению, межличностному общению с людьми;

• потребность ведения здорового образа жизни.

Обучающиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования должны:

• освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана образовательного учреждения на уровне достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования, т.е. овладение чтением, письмом, счетом, основными мыслительными операциями;

• овладеть навыками учебной деятельности, дидактическими умениями в соответствии со ступенью обучения, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни;

• овладеть навыками детского творчества в различных видах деятельности.Основное общее образование 

Описание основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ЦО № 56

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы, принята на заседании педагогического совета (протокол № 01-15 от 09.10.2015 года) и представляет собой нормативный документ, в котором определены цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организация образовательного процесса на ступени основного общего образования.

Программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, саморазвития и самосовершенствования обучающихся и обеспечивает их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. Программа рассчитана на пять лет.

Целями реализации Программы являются:

• достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

• становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

• обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;

• установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;

• взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;

 

Описание образовательной программы МБОУ ЦО № 56  на 2015-2019 учебные годы.

Образовательная программа МБОУ ЦО № 56 является нормативно-управленческим документом, характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативными документами по образованию, методическими рекомендациями по разработке образовательных программ образовательных учреждений, Уставом МБОУ ЦО № 56.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы настоящая образовательная программа является содержательной и организационной основой образовательной политики школы.

Образовательная программа школы – локальный акт общеобразовательного учреждения - создана для реализации образовательного заказа государства, содержащегося в соответствующих документах, социального заказа родителей учащихся и самих учащихся, с учетом реальной социальной ситуации, материальных и кадровых возможностей школы.

Образовательная программа школы рассчитана на 2015 – 2020 учебные годы и состоит из следующих разделов:

Раздел 1. Информационная справка, которая содержит характеристику материальных и кадровых возможностей школы, обеспечивающих гарантии возможности достижения результатов образования.

Раздел 2.. Характеристика контингента обучающихся и социального статуса их семей. Определение их требований к уровню образования

Раздел 3. Мониторинг полноты и качества реализации Образовательной программы.

Раздел 4. Управление реализацией Образовательной программы.

Цель Образовательной программы школы:

Регламентировать перспективы развития центра образования в соответствии с социальным образовательным заказом государства с учетом контингента обучающихся, материально-техническими и кадровыми возможностями школы.

Для достижения цели Образовательной программы, поставлены следующие задачи:

1. Реализовать права учащихся на получение качественного и доступного общего образования;

2. Соблюсти соответствие локальных актов (Устава школы, рабочих программ, учебного плана и пр.) государственным документам, регламентирующим образовательный процесс для реализации государственной программы образования;

3. Проанализировать материально-техническое оснащение образовательного учреждения и определить пути улучшения его для наилучшей реализации Образовательной программы;

4. Проанализировать педагогические возможности образовательного учреждения и определить пути, повышения квалификации, переквалификации учителей, способствующие наиболее полной реализации цели Образовательной программы;

5. Определить предпочтения обучающихся и родителей в получении образования в рамках образовательного пространства учебного учреждения;

6. Определить приоритетные пути развития центра с учетом интересов всех сторон, задействованных в образовательном процессе;

7. Продолжить формирование нормативно-правовой базы по методической работе (положения, приказы, локальные акты);

8. Усилить работу по сохранению здоровья обучающихся. Внедрять в практику работы всех педагогов здоровьесберегающие технологии;

9. Способствовать развитию дополнительного образования в центре образования.

Образовательная программа центра образования представляет целостную систему мер по повышению качества обучения и воспитания, а так же укреплению и сохранению здоровья, потребности обучающихся, их родителей, общественности и социума.

Программа ориентирована на:

− формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, об-разованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;

− воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответ-ственности перед собой и обществом;

− формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;

− разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих спо-собностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создания условий для самореализации личности.

Под ожидаемым результатом реализации образовательной программы, в целом, понимаются позитивные изменения в личности обучающихся, на которые ориентирована данная образовательная программа.

В результате реализации данной образовательной программы в образовательном учреждении будут созданы условия, обеспечивающие комфортное пребывание в ней обучающихся с различными запросами и уровнем подготовки, позволяющие им подготовиться к адаптации в условиях рыночных отношений и социальных изменений. В ОУ обучающиеся смогут получить общие знания базового уровня, которые в дальнейшем будут затребованы обществом, а также овладеть ключевыми компетенциями, которые позволят в полной мере социализироваться в современном экономически развитом обществе.

Среднее  общее образование        

III ступень – старшая школа призвана обеспечить условия для реализации профильного обучения школьников с учетом их потребностей, склонностей, познавательных интересов. Среднее общее образование призвано содействовать развитию функциональных умений  и практических навыков, обеспечить адаптацию учащихся к жизни в социальном обществе, помочь выявить потенциальные возможности и определить способы реализации их профессиональных намерений.

Профилизация обучения предполагает наличие у старших школьников устойчивой мотивации и наличие основ профессионального самоопределения, связанных с выбором  приоритетных предметов и курсов, востребованных и необходимых для будущей профессии.

Цель третьего этапа – формирование определенного уровня математической, естественнонаучной или экономической и социокультурной среды обучающихся, что предполагает развитие определенного  склада мышления.

Определенная профильная направленность – это не узкая специализация, углубленное изучение ряда предметов в ущерб другим. Ученики каждого профиля имеют возможность:

- овладеть основами современных научных теорий на уровне государственных стандартов и выше, являющихся базой профильного обучения, для подготовки учащихся к непрерывному образованию в профессиональной сфере на базе высших и средних специальных учебных заведений;

- сформировать навыки научно-исследовательского труда, потребность в  самообразовании, развить творческие способности, овладеть основными приемами интеллектуальной деятельности;

- овладеть умением использовать компьютер как средство работы с информацией;

- овладеть способами самопознания, саморегуляции, самореализации в деятельности  и отношениях;

- овладеть логическим аппаратом мышления, осознанно использовать логические операции на практике.

В X- XI классах образовательным учреждением организовано  профильное обучение: 11А класс – физико-математический; 10, 11Б классы – естественнонаучный профиль, исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих).

Учебный план для классов IIIступени обучения рассчитан на шестидневную учебную неделю. Учебный год - 35 учебные недели. В 10-11 классе система аттестации достижений учащихся – промежуточная, по полугодиям. Освоение образовательных программ среднего общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.

С учетом возрастающей роли русского языка в многонациональном федеративном государстве и обязательности экзамена по этому предмету русский язык введен в учебный план в объеме 70 часов в неделю (1час из федерального компонента и 1 час из регионального компонента и компонента образовательного учреждения).

 Учебный предмет «Иностранный язык» изучается в объеме 3 часа в неделю, что позволит решить задачу обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне.

Учебный  предмет  «  Математика» представлен следующими  предметами: « Алгебра  и начала  анализа», « Геометрия».

 История  представлена предметом  « Всеобщая  история» , « История России».

  Интегрированный  учебный предмет «Обществознание» на базовом уровне включает разделы: «Обществоведение», «Экономика» и «Право», которые преподаются в составе данного предмета.

 Введение третьего часа  физической  культуры  ориентировано на целенаправленное укрепление  здоровья  обучающихся, углубленное  развитие  физических  качеств и  спо-собностей ,   оптимизацию  работоспособности и предупреждение  заболеваемости,  ис-пользование  различных  видов  физических  упражнений с целью совершенствования, организации  досуга  и  здорового  образа  жизни.

Часы, отведенные на  региональный компонент и компонента образовательного учреждения в 10-11 классах, распределены следующим образом:

Русский язык -1 час на прохождение программы ( 70  часов  за  2  года  обучения );

 Информатика и ИКТ-1час на прохождение программы  (  70  часов  за  2  года  обуче-ния  ).

Для организации  профильной подготовки в  10-11 классах  и по запросам учащихся  и  их  родителей  введены  элективные курсы.