Программа гражданско-патриотического воспитания «Патриот» 2012-2017 гг

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Введение

В условиях становления гражданского общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием. Данная концепция представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направление системы образования в целом. Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся, патриотических чувств.

Основной целью концепции является определение места и роли воспитания учащихся, целью которого является — воспитать человека, способного, но социально оправданные поступки, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины, а для этого необходимо определить комплекс условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в школе.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...».

Цель и задачи гражданско-патриотического воспитания Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:

умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;

способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;

умение устанавливать контакты с другими людьми;

готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;

неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;

умение любить свою Родину.

 Цель гражданско-патриотического воспитания – сформировать достойного гражданина и патриота России - это человек, обладающий широкими правами, соответствующим Международным правам человека, знающий свои права и умеющий их защищать, нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола, человек честно, по велению сердца выполняющий свои обязанности, чувствующий неразрывную связь со своим отечеством, его прошлым, настоящим и будущим и постоянно берущим на себя ответственность за его судьбу, своими конкретными делами помогающий своей стране стать сильнее и богаче.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач: 1) Проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся.

 2) Утверждение в сознании и чувствах учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям.

 3) Создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма.

 4) Создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостное системы гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Основополагающие принципы и направления их реализации. К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.

         Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.

         Среди основополагающих принципов гражданско-патриотическое воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:

научность, гуманизм, демократизм;

приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;

многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

 

Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:

Социальное – формирование добросовестного отношения к учебе; формирование терпимости к чужой вере (религиозные отношения); формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание уважения к традициям семьи; формирование взаимопонимания между семьей и ребенком.

          Оно включает: ознакомление с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного: умение взаимодействовать с собеседником, развитие культуры межличностных отношений, ответственности за сбои поступки. Понимание и восприятие различных религиозных культур, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Политическое – воспитание правовой культуры; формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны.

Оно включает: политическую и правовую грамотность, ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России; воспитание готовности делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения России, ее экономики, культуры, нравственности, духовности, социальной сферы и т.д.

Экономическое – формирование функциональной экономической грамотности; бережного отношения к вопросам собственности.

Оно включает: формирование добросовестного отношения к государственной и личной собственности, выбор и принципы рационального поведения в социуме, принципы анализа и принятия экономических решений, направленных на улучшение экономической ситуации б стране, экономического роста, избежание «главных» экономических болезней (инфляция, безработица, спад экономического развития).

Нравственное – воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей.

Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма.

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         В условиях социальной нестабильности, крайнего обострения национальных отношений, утраты духовно-нравственной ориентации проблемы воспитания молодежи особенно актуальны. Каждая эпоха требует активной и целенаправленной работы с подрастающим поколением, особенно в условиях экономического и политического реформирования, которое переживает на данном этапе российское общество.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: “Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…”

Обогащение понятия “гражданин” новым содержанием в условиях современной России связано в первую очередь с процессом становления гражданского общества и правового государства.

В характеристику гражданина, в круг присущих ему свойств теперь включается умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность, способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений, умение устанавливать контакты с другими людьми, готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию, неприятие агрессии, жестокости, насилия над личностью.

Чрезмерная занятость родителей, низкий уровень доходов, неблагополучие многих семей приводит к росту социального сиротства, что в свою очередь вызывает асоциальное поведение подростков.

         В этих условиях образовательное учреждение остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс стремящимся достичь основной цели развития физических нравственно-здоровой личности ее гражданского потенциала. Школьный музей в этой работе занимает не последнее место.

         Он играет особую роль в вопросах воспитания молодежи уважения к государству.

         Формы и методы гражданско-патриотического воспитания в школе непрерывно изменяются и совершенствуются, причем более активно это происходит в периоды исторических перемен в жизни самого государства.

         Данная программа представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом.

         Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся.

 Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы воспитания гражданина.

 

Основной целью программы является предоставление всех возможностей школы для воспитания гражданина-патриота своей страны, определения комплекса условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в школе.

Программа реализуется через все возрастные категории и рассчитана на 5 лет (с 2012 г. по 2017 г.).

Реализация программы проходит в три этапа:

 1 этап. 2012-2013 гг. – изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школе, уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического воспитания.

2 этап. 2013-2016 гг. – разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской позиции и воспитания патриотических чувств. Отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий.

3 этап. 2016-2017 гг. – оценка эффективности мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитания.

Основополагающие принципы программы:

·         Принцип научности, гуманизма, демократизма.

·         Принцип участия.

·         Принцип гарантии.

·         Принцип комплексного сквозного подхода.

·         Принцип блочного подхода.

 

Основные направления работы школы

Социальные цели:

·         воспитание сознательного отношения к учебе;

·         воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции;

·         формирование общности интересов детей и родителей, через совместные творческие дела и знакомства с историей своей семьи;

Содержание:

·         организация и проведение олимпиад, конкурсов, игр;

·         изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций;

·         проведение культурно-массовых мероприятий совместно с родителями;

·         организация совместных коллективных творческих дел;

·         организация и проведение благотворительных акций;

·         организация работы с родителями.

 

 

 

Политические цели:

·         воспитание правовой культуры;

·         выработка правовой культуры;

·         развитие отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям.

 

Содержание:

·         изучение символики Росси, края, поселка, школы;

·         проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;

·         изучение родного края и страны, через организацию походов, экскурсий, заочных путешествий;

·         сбор исторических материалов, фактов;

·         организация встреч с выпускниками школы, ветеранами воин;

·         организация шефства над ветеранами ВОВ и приравненным к ним категориям населения;

·         акция «Ветеран живет рядом»;

 

Экономические цели:

·         воспитание экономической культуры мышления у учащихся;

·         формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.

 

Содержание:

·         оформление выставок;

·         разработка и защита авторских проектов;

·         участие детей в общественно полезном труде.

 

Нравственные цели:

·         воспитание любви к Родине;

·         воспитание чувства прекрасного;

·         воспитание уважения к российским традициям (в том числе религиозных);

·         формирование общечеловеческих ценностей.

 

Содержание:

·         соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса;

·         изучение культуры, российских традиций (в том числе религиозных), истории России;

 

·         участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах;

·         ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения;

·         знакомство с различными видами искусств;

·         изучение истории России, символики, геральдики;

·         проведение общешкольных традиционных мероприятий;

·         организация различных выставок;

·         организация культурных мероприятий для творческой самореализации;

 

 

План реализации программы гражданско-патриотического воспитания

на 2013-2014 год

 

 

№ п/п

Мероприятие

Дата

класс

Ответственный

1.

Знакомство и изучение символики, гимна, флага и герба России.

В течение года

1-11 класс

Кл. руководители

2.

 Экскурсии в музеи Тулы, Москвы и другие города России.

В течение года

1-11 класс

Зам. директора по ВР.

Кл. руководители

3.

«Малая Родина» - цикл классных часов на темы о родном крае, поселке.

 

В течение года

1-11 класс

Кл. руководители

4.

Лекции и беседы школьного инспектора ОУ. «Законопослушный гражданин»

В течение года

1-11 класс

Школьный инспектор Севастьянова А.Н.

5.

Уроки нравственности «Семья и семейные традиции»

1 раз в четверть

1-11 класс

Кл. руководители

6.

Конкурс стенгазет и рисунков , посвященные Дням воинской славы.

В течение года

1-11 класс

Старшая вожатая.

Кл. руководители

7.

День дружбы народов

КТД (Участие в областной акции «Мы против экстремизма»

октябрь

1-11 классы

Старшая вожатая.

Кл. руководители

Зам. директора по ВР.

 

 

Участие в областной выставке «Дорога к звездам»

0ктябрь

1-11 классы

Учитель рисования, классные руководители.

 

Классные часы, посвященные В.Терешковой.

октябрь

1-11 классы

Кл. руководители

 

 

Показ фильма с последующим обсуждением в классах «Курская дуга»

октябрь

1-11 классы

Кл. руководители

 

8.

Участие в районных и областных  конкурсах по патриотическому воспитанию.

 

В течение года.

2-11 классы

Кл. руководители

Зам. директора по ВР.

 

9.

Деловая игра  « Выборы»»

ноябрь

5-11 класс

Старшая вожатая.

Кл. руководители

10.

20 лет Конституции. Конкурс презентации и классные часы.

сентябрь

5-11 классы

Кл. руководители

11.

Участие в областном конкурсе –викторине по знанию Конституции

сентябрь

2-5 классы

Кл. руководители

12.

Конкурс сочинений «В гостях у госпожи Конвенции»

октябрь

2-11классы

Учителя русского языка и литературы.

13.

Всемирный день прав человека ( классные часы с просмотром видеофильмов)

10 декабря

1-11 класс

Кл. руководители

14.

Конкурс чтецов «Библейские мотивы в русской поэзии».

январь

1-11 класс

Кл. руководители

15.

Конкурс рисунков «Права человека-глазами ребенка»

январь

1-11 класс

Учитель рисования и классные руководители.

16.

Классные часы,  посвященные прорыву Блокады Ленинграда.

январь

5-11 классы

Кл. руководители

17.

Участие в районных рождественских встречах

январь

1-11 класс

Зам директора по воспит. работе

18.

Урок мужества «70 лет Сталинградской битве»

2 февраля

1-11 класс

Кл. руководители

19.

День памяти воинов интернационалистов

15 февраля

5-11 классы

.

Кл. руководители

20.

Праздничный концерт «День защитника Отечества»

февраль

1-11 класс

Руководитель хора, старшая вожатая.

 

21.

Конкурс «А ну-ка, парни»

февраль

5-8 класс

Кл. руководители

старшая вожатая.

 

22.

Выставка детских рисунков «Слава армии родной»

февраль

1-11 класс

Учитель рисования и классные руководители

24.

Игра «Зарница»

февраль

 

Учитель физкультуры, старшая вожатая.

25.

Участие в конкурсах, конференциях, программах Областного детского экологического центра.

 

март

5-11 класс

Царева О.А.

26.

Работа военно-патриотического клуба «Пересвет» под руководством А. Губаря

Общешкольные праздники «Богатырская силушка»

В течение года

5-11 класс

Руководитель ОДОУ Губарь А.

27.

Классный час "В здоровом теле здоровый дух".

 

март

1-11 класс

Кл. руководители

28.

Фольклорный праздник «Масленица»

март

1-11 класс

старшая вожатая.

29.

День культурного и исторического наследия.(Поездки в музеи и театры)

 

18 апреля

5-11 класс

Зам. директора по ВР и классные руководители.

 

30.

Классный час «Человек поднялся в небо» Поездки в Калугу, в музей космонавтики.

апрель

1-11 классы

Зам. директора по ВР.

Кл. руководители

32.

Акция «Свет в окне» (помощь пожилым людям)

Апрель-май

4-11 класс

Зам. директора по ВР, старшая вожатая.

Кл. руководители

33.

Праздничный концерт «День победы»

май

1-11 класс

Руководитель хора, старшая вожатая.

.

34.

Вахта памяти. Митинг

9 мая

1-11 класс

Заместитель директора по воспитательной работе.

37.

На сайте создать страничку об односельчанах и ветеранах п. Верея

В течение года

 

Зам. директора по ОВВВР Шашкова Л.Г.

 

 

              План гражданско-патриотического воспитания на 2013-2017 год.

п/п       

 

Мероприятие

 

Период исполнения

 

1.

Педагогический совет по реализации программы с повесткой дня «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения».

Октябрь 2013г

 

2.

Привлечение родителей учащихся и жителей поселка к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (экскурсии родителей в музее, конференции, встречи, концерты и др).   

 

2013-2017 гг.

3.

Проведение конкурсов, проектов на лучшую работу по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети – будущее России».        

 

 

2013-2014г

 

4.

Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по патриотическим тематикам.          

 

2013 – 2017гг.

 

5.

Проведение ежегодного смотра-конкурса исследовательских работ юных историков и краеведов.    

 

2013 – 2017гг.

 

6.

Участие в ежегодном фестивале детского художественного творчества «Созвездие юных талантов»     

 

2013 – 2017 гг.

 

7.

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.           

 

 

Ежегодно

 

8.

Сотрудничество с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн.

 

 

Постоянное сотрудничество

9.

Сотрудничество с  храмом Матроны Блаженной Московской и настоятелем отцом Виктором.

           

 

Постоянное сотрудничество

10.

Проведение праздников, конференций, олимпиад, конкурсов, уроков мужества посвященных юбилейным историческим датам.

 

2013 – 2017 гг.

 

11.

Постановка спектаклей и проведение концертов о Великой Отечественной войне.   

 

2014-2017 гг.

12.

Проведение концертов, посвященных Дню защитника Отечества, а также конкурсов чтецов «Моя Родина».         

 

Ежегодно

 

13.

Проведение конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто».   

 

2013-2017 гг.

 

14.

Участие в празднике «День поселка» и в празднике труда.

 

Ежегодно

 

15.

Проведение выставок поделок учащихся.          

 

Ежеквартально

 

16.

Участие в операции «Забота о школе»    

 

Ежеквартально

 

 

17.

Организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические и исторические темы. 

 

2013 – 2017гг.

 

18.

Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, узниками концлагерей, солдатскими вдовами, ветеранами локальных войн.           

 

2013 – 2017гг.

 

19.

Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации.

 

 

Систематически

 

20.

Организация поездок учащихся в города Подмосковья и России по местам боевой, трудовой и исторической славы.       

 

2013 – 2017гг.

 

21.

Организация в школе вечеров, с участием ветеранов Великой Отечественной войны.  

 

2013 – 2017гг.

 

22.

Организация экскурсий учащихся, родителей и учителей в места, связанные с историей русской православной церкви: Московский Кремль, Троице-Сергиеву Лавру, Новодевичий монастырь, храм Христа Спасителя, храм с. Власова и др.

 

2013 – 2017гг.

 

23.

Участие в районной игре «Зарница»

Ежегодно

24.

Участие в районном слете ЮДП

Ежегодно

25.

Создание школьного краеведческого музея

2013 – 2017гг.

 

 

Ожидаемые результаты

 

Качественный рост воспитанности детей;

 

достижение сформированности у подростка гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии;

 

активная жизненная и сформированная гражданско-патриотическая позиция;

 

способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор.

 

Ключевые мероприятия и традиции по военно-патриотическому воспитанию

 

 

Акция «Ветеран живет рядом».

 

Вахта Памяти.

 

Встречи с ветеранами.

 

Встречи с участниками интернациональных воин.

 

Уроки мужества

 

Возложение цветов к Памятным местам.

 

Традиционные месячники по гражданско-патриотическому воспитанию

 

 

 "ПОСЕЛОК, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ" Цель: Привить чувство любви к родному поселку, дать почувствовать ребятам, что они являются полноправными членами общества и несут ответственность за свои поступки и действия.

 Темы:

 

"Мой поселок, мой дом".

 

Поселку - …. лет.

 

Мы хозяева поселка, школы.

 

"БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ"Цель: Добиться того, что ученики уяснили и осознали то, что здоровье является высшей жизненной ценностью, беречь которую они должны и обязаны.

 Темы:

"Землянам чистую планету".

"В здоровом теле здоровый дух".

«Мир моих увлечений.»

"А ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН"Цель: Добиться того, чтобы ученики нашей школы были законопослушными гражданами нашей страны, довести до сведения учеников основные законы общества

 Темы:

"Ты и закон".

«Я гражданин и патриот своей страны».

«Мои права и обязанности.»

"РОССИЯ! РУСЫ... ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ!"Цель: Привить ученикам духовные, нравственные качества, которые являются фундаментом общества, человеческих отношений; формировать умение ценить свои национальные истоки.

 Темы:

Духовное наследие.

Современная Русь.

Традиции и обычаи Руси.

Православные и фольклорные праздники.

''ДЫМ ОТЕЧЕСТВА И СЛАДОК, И ПРИЯТЕН..."Цель: Воздействовать на сознание учеников, пробудить в них патриотические чувства, чувство долга, чести, мужества; воспитывать на их основе достойное поколение.  Темы: "Юность, опаленная войной". "С чего начинается Родина?" "Достойное поколение". Славные сыны Отечества. По полю Русской Славы. Мы - защитники мира.

 "СЕМЬЯ – СЕРДЦЕ ОБЩЕСТВА"Цель: Развитие познавательного интереса к традициям семьи, к своим истокам; воспитание и уважение к старшему поколению. Темы: Твои истоки. Я и Вселенная. Мой дом, мои родные, близкие.

 "НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" Цель: воспитание уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине; сохранение и почитание памяти о ветеранах ВОВ.  Темы: «День Победы». «Ветеран живет рядом». Вахта Памяти. 

Воспитательные центры школы по реализации программы:

  1. Музей «Родники».
  2. Методическое объединение классных руководители.
  3. ОДОУ «Пересвет»
  4. ОДОУ « Основы православной культуры».
  5.  ОДОУ «Праздники, традиции, ремесла народов России.»
  6. ОДОУ «Азбука добра»
  7. ОДОУ «Азбука здоровья»
  8. ОДОУ « Я пассажир и пешеход»
  9. Школьная ассоциация нового самоуправления.

Наше сотрудничество по реализации программы:

1.      Воспитательные центры Тулы: областной центр детского творчества на Путейской, областной экологический центр, центр психолого-педагогической помощи «Семья», центр планирования семьи», военно-патриотический клуб «Пересвет»

2.      Район: центр «Доверие», поселковая библиотека ФОК Плеханово, КДЦ Плеханово, ОАО «Тулаэлектропривод», музей Обороны Тулы в Ленинском.

3.      Музеи в Москве, Туле и других городах России (интерактивные занятия с детьми)